Ребёнок счастлив и весел только тогда,
когда у него здоровая семья.
Здоровая семья – это небосвод, на котором всегда светит солнце, взаимопонимание, уважение, любовь, дружба.
Чтоб здоровье сохранить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться —
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Безусловно, личный пример является важнейшим фактором.
Недаром говорят: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"»
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей — подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуален не только для жителей России, жителей стран ближнего зарубежья, а для всех жителей планеты. В эпоху компьютерных технологий, изобретения все новых машин, которые, казалось бы, призваны в помощь человеку, освобождающих от бытовых проблем, в эпоху необратимого процесса идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала д/сада и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Ключевым вопросом государственной политики является существенное повышение качества жизни граждан России, все это отражено в национальной программе «Здоровое поколение XXI”, в Приоритетных национальных проектах. Главной задачей в реализации поставленных задач является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей.
Здоровый образ жизни! Так, какой образ жизни можно назвать здоровым? Только такой, который не приносит вреда здоровью, позволяет поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения.
Принцип единства с семьей.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных
навыков.
Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях —
физкультурные досуги и праздники, походы.
Содержание работы в семье и ДОУ
· самопознание;
· я и другие;
· гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний;
· питание и здоровье;
· основы личной безопасности и профилактики травматизма;
· культуры потребления медицинских услуг.
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Разделы
|
Содержание
|
Ожидаемый результат
|
Самопознание
|
• Мой организм.
Важно уточнить знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя, здоровье и болезнь.
|
Дети могут назвать органы и части тела.
Чем отличается здоровый человек от больного.
|
Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний
|
• Гигиена тела. Кожа, Функциональное назначение. Уход за кожей, волосами и ногтями.
• Гигиена полости рта. Общее представление о ротовой полости. Уход за зубами.
• Гигиена деятельности и двигательной активности.
Режим дня. Активный и пассивный отдых. Сон. Гигиена органов зрения, слуха.
• Профилактика инфекционных заболеваний.
Микромир: микробы. Взаимодействие человека с микромиром «Хорошие» и «Плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, чесночная и луковая терапия.
|
Ребенок должен быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры, поддерживать в чистоте игрушки в группе и дома.
Дошкольник должен иметь навыки правильной чистки зубов, сформированную привычку чистить зубы 2 раза в день, вовремя лечить кариес. Ребенок должен соблюдать режим дня, уметь распознавать признаки утомления, в том числе и зрительные.
Дошкольник должен иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи, уметь использовать «пассивную защиту» (отдельная посуда, мытье рук), знать для чего делают прививки.
|
Питание и здоровье
|
• Питание — основа жизни.
Важнейшие пищевые источники, как происходит пищеварение. Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Правила поведения за столом.
• Гигиена питания.
Мытье овощей и фруктов. Правила ухода за посудой.
|
Ребенок должен уметь соблюдать элементарные правила режима питания, пользоваться столовыми приборами.
Ребенок к 7 годам должен уметь мыть посуду, иметь навыки обработки фруктов и овощей перед употреблением.
|
Основы личной безопасности и профилактики травматизма
|
• Безопасное поведение на дорогах.
Основные ситуации: переход улицы, середина проезжей части улицы, «Родители с детьми». Правила безопасности у ж/д путей.
• Бытовой и уличный травматизм.
Опасные факторы современного жилища, игровой площадки. Опасность при игре с острыми предметами. Опасность открытого окна, катание на перилах. Элементарные правила безопасности при катании на санках, велосипеде, самокате.
Оказание первой помощи при ссадине, царапине.
• Поведение в экстремальных ситуациях.
Экстремальная ситуация, связанная с незнакомым человеком.
Правила поведения при пожаре.
Вызов экстренной помощи : 01, 02, 03, 04, службы спасения (112, 911)
|
Ребенок должен оценить ситуацию на дороге, переключаться на самоконтроль.
Ребенок должен распознавать опасные зоны на улице, получение травмы, ожога, избегать их.
Применять на практике правила безопасности при катании на санках и велосипеде.
Уметь оказывать помощь себе и другим при простых травмах. Уметь распознавать негативные реакции животного, насекомого.
Ребенок должен освоить три модели поведения экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Принимай меры самостоятельно».
Уметь выполнять последовательные действия по эвакуации при возникновении пожара. Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.
|
Культура потребления медицинских услуг
|
• Обращение с лекарственными препаратами.
Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.
|
Ребенок должен знать, что применять лекарства только по назначению врача, родителей и в присутствии родителей, не пробовать неизвестные таблетки.
|
Принципы взаимодействия с семьей
1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия — принцип без которого все попытка наладить отношения с родителями оказываются безуспешными. Понимать и доверять друг другу значит направить совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Чем чаще педагог жалуется на неудачи и неумения ребенка, тем тяжелее найти взаимопонимание и поддержку со стороны родителей. В конечном счете, педагог «расписывается» в бессилии и своей некомпетентности.
2. Принцип «Активного слушателя» - это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства.
3. Принцип согласованности действий. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой, в противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила здорового образа жизни.
4. Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует как никто другой обман со стороны взрослого. Потерять доверие со стороны ребенка очень легко, завоевать трудно и почти невозможно, если его постоянно обманывают: «Говорят не кури, а сами курят». Педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться.
5. Принцип ненавязчивости. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании у дошкольников здорового образа жизни.
6. Принцип жизненного опыта. Не бойтесь поделиться своим опытом и выслушать опыт родителей, возможно в совместных действиях он пригодится, и вы не набьете лишних «шишек» в общении с детьми.
7. Принцип безусловного принятия. Вместе с родителями обсудите эту тему. Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за что, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, за то, что он есть! Вы почувствуете, как родители проникнуться к вам не только уважением, но и признанием за то, что вы Педагог с большой буквы.
ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
№ п/п
|
Формы
|
Виды
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Интерактивная
|
• анкетирование;
• интервьюирование;
• дискуссия;
• круглые столы;
• консультации специалистов.
|
2.
|
Традиционная
|
• родительские собрания
«Мы за здоровый образ жизни»,
«День открытых дверей»;
• семейные спортивные соревнования;
• акция «Здоровый образ жизни»;
• вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита».
|
3.
|
Просветительская
|
• использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ у детей;
• выпуск бюллетеней,
информационных листков;
• стенд «Здоровье с детства»;
• уголок в группах.
|
4.
|
Государственно
общественная.
|
• создание творческой инициативной группы «Мы за здоровый образ жизни».
|
ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ И ДОУ
№ п/п
|
Формы работы
|
В детском саду
|
В семье
|
1.
|
Беседы педагога с детьми при:
• формировании культурно-гигиенических навыков;
• организации питания.
|
Беседы отца и матери:
• «Вкусные посиделки»;
• чистота тела;
• организация сна;
• мои чистые игрушки;
• я люблю комнатные растения.
|
2.
|
Занятия:
• физическая культура;
• обучение плаванию;
• динамический час.
Праздники, развлечения: «Папа, мама и я — спортивная семья», «Мы за здоровый образ жизни».
|
Оздоровительные традиции в семье:
• ходим в сауну;
• на лыжах, в походы.
Оздоровительные игры в семье:
• профилактика осанки;
• зрения;
• плоскостопия;
• игры для предупреждения гиподинамии.
|
3.
|
Чтение художественной литературы.
|
Чтение художественной литературы.
|
4.
|
Просмотр телепередач (требования САНпиНа)
|
Просмотр телепередач в выходные дни программы «Здоровье».
|
5.
|
Акция «Здоровый образ жизни»
• подготовка д/материала.
|
Непосредственное участие родителей в акции.
|
6.
|
Познавательное развитие:
• беседы о ЗОЖ;
• рассказы из личного опыта;
• беседы старшей м/сестры, врача.
|
Беседы отца:
• я веду здоровый образ жизни.
Беседы матери:
• я веду активный и подвижный образ жизни;
• физические качества отца.
|
7.
|
Проведение тематических занятий по ЗОЖ «В гостях у Доктора Айболита».
|
Посещение библиотеки, клуба здоровье, спортивного магазина «Спортмастер».
|
8.
|
Тематические мероприятия:
• выставки в библиотеке
• марафон «Мой выбор»
|
Тематические мероприятия в городе:
• посещение игры по хоккею «Лада».
|
9.
|
Информационное поле для детей:
• выпуск брошюр, плакатов;
• анкетирование;
• интервьюирование.
|
Информационное поле для родителей:
• непосредственное участие в выпуске плакатов;
• газет (подкрепление фотографиями из семейного архива);
• анкетирование;
• освещение в СМИ.
|
Совместная деятельность родителей и педагогов по созданию здоровье сберегающей среды в детском саду и дома
Одной из главных задач детского сада является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье. Разумные поручения, задания и т. п., которые дошкольники должны выполнять дома (но не повторять, не копировать, что делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи. Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника. Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.
Содержание работы детского сада с семьей должны быть тесно связано с содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми.
ЗАДАЧИ И ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА
В семье
|
В ДОУ
|
1. По мере материальной возможности позаботится о создании условий для физического развития детей.
|
1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.
|
2. Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни.
|
2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей.
|
3. Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни.
|
3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек - как основу становления характера ребенка.
|
4. Вспоминать о своем детстве и рассказывать какими видами спорта вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками.
|
4. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр. Привлекать детей, обучающихся в различных спортивных секциях к взаимообучению сверстников.
|
5. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С.
|
6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну.
|
6. Соблюдение требований САНпиНа по организации жизни детей в ДОУ.
|
7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур.
|
8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом.
|
9. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача:
|
- условиями домашних условий
|
- условиями образовательного учреждения
|
10. Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
|
10. Пропагандировать среди родителей детской литературы, являющейся педагогически ценной.
|
11. Личный пример взрослых родителей и педагогов — мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т.п.
|
12. ПО мере возможности расширять сферу реальных контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни.
|
12. Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни.
|
АНКЕТА
«Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка». Уважаемые родители, просим Вас ответить на следующие вопросы:
1. Болел ли ваш ребенок в последние полгода?_________________________________________________________________
Если болел, перечислите заболевания ______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________
2. Сколько дней болел Ваш ребенок?_________________________________________________________________________
3. Что было причиной его болезни? ___________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________
4. У ребенка есть постоянный режим дня? _____________________________________________________________________
5. Ежедневно ли Ваш ребенок выполняет утреннюю гимнастику?__________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________
6. Ежедневно ли он чистит зубы?_____________________________________________________________________________
7. Сколько времени ежедневно проводит ребенок на свежем воздухе?____________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________
8. Употребляет ли фрукты, овощи? Сколько раз в день?_________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________
9. Уважает ли ребенок окружающих его людей и не спорит по пустякам?___________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________
10. Регулярно с ним проводите закаливание?____________________________________________________________________
11. Всегда ли одеваете его по погоде?_________________________________________________________________________
12. Занимается ли ребенок в спортивной секции, танцами или другими видами двигательной активности не менее 1 часа в день (помимо занятий физкультурой в д/саду)? ____________________________________________________________________
13. У ребенка есть книги о здоровье и здоровом образе жизни?____________________________________________________
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!